Загородная недвижимость после кризиса
Во-первых, значительно увеличился рост участков без подряда. Во-вторых, большая часть объектов загородной недвижимости, вышедших на продажу в посткризисный период, располагается подальше от Москвы и хуже обеспечена инфраструктурой и коммуникациями. Но при этом недвижимость в новых поселках стоит на порядок дешевле, чем на объектах, строительство которых начиналось еще до кризиса: десять миллионов рублей против тридцати миллионов рублей соответственно.
Новые тенденции на рынке загородной недвижимости способствуют созданию широкого выбора жилья, которое ориентировано на разные покупательские группы. Это является позитивным моментом.
Освоение загородной недвижимости началось с престижных направлений ближнего Подмосковья. Начало появляться экономичное коттеджное строительство, но все же большая часть приходилась на строительство объектов бизнес-класса. Выросло количество поселков с объектами без подряда. В тех поселках, в которых разрешено использование земли под индивидуальное жилищное строительство, заметно уменьшилась доля самих поселков. Если раньше они занимали пятьдесят процентов рынка загородной недвижимости, то в данный момент доля земли под ИЖС составляет тридцать процентов, а семьдесят процентов занимает использование земель под дачное строительство.
Строительство поселков больше ориентируются на поселки с газом и электричеством. В строительных объектах, поступивших в продажу после кризиса, инфраструктурный набор ограничен: семьдесят девять процентов коттеджей в новых проектах обеспечено самым минимальным объемом инфраструктуры или вообще не имеет таковой. А доля поселков без подряда, где инфраструктура минимальная или ее вообще нет, равняется восьмидесяти процентам рынка. Различия есть также в стоимости, поступившей на рынок загородной недвижимости до кризиса и после него. Средняя стоимость коттеджа в поселке до кризиса составляет тридцать миллионов рублей, а в новом поселке после кризиса - десять миллионов рублей, что в три раза меньше.
Можно подвести итоги, что загородный рынок существенно изменился после кризиса, как по структуре предложения, так и по уровню цен и качественным характеристикам. Внедряются новые проекты, кардинально отличающиеся от проектов, которые осваивались до кризиса. При этом они значительно проигрывают им по характеристикам качества, но при этом они значительно привлекательнее по цене.